Выбирая новую игрушку для своего ребёнка, любящие родители не только обращают внимание на качество, безопасность, но и мечтают, чтобы игрушка стала любимой и радовала малыша как можно дольше. Понятно, что как по физическому, так и психологическому развитию полуторогодовалый кроха отличается от трёхлетнего или пятилетнего. Почему же производитель наборов Лего Дупло на некоторых наборах пишет от 1.5 до 5?
Давайте разберёмся вместе на примере набора “Мой первый грузовик” 10818. Он упакован в подарочную коробку из плотного картона: на одной стороне изображен грузовик, а на другой – “триумфальная арка”, собранная из деталей этого набора.
Состав богат и разнообразен по своим функциям. Это 16 параллелепипедов восьми разных цветов – с одной стороны на каждом из них нанесен рисунок продукта питания, две колесные базы, две пластины-накладки, кабина грузовика, три фигурки: девочка, мальчик и беленький котик с серенькой мордочкой, коричневый ящик для товаров и несколько деталек, из которых можно собрать “торговый киоск”.
Заметим, колёсные базы отличаются от тех, которые предлагаются в наборах Лего Дупло от 2-х лет: колёса крепко зафиксированы на цапфе и откусить или снять их не получится.
Нам впервые в этом наборе попалась девочка-блондинка с голубыми глазами. Посмотрите, какая хорошенькая! Намного чаще встречаются черноволосые девочки со смуглыми личиками.
Итак, посмотрим, как можно играть, если малышу только исполнилось 1.5 года. Начнём с того, что с ребёнком этого возраста обязательно НАДО ИГРАТЬ. Чем младше ребёнок, тем меньше у него опыта, и тем больше времени требуется от родителей для совместной игры. Иначе получается: “я купил сыну/дочке такой прекрасный и дорогой конструктор, а он/она совсем с ним не играет”! Не играет – значит, ещё НЕ УМЕЕТ.
Зона ближайшего развития
Обратимся к педагогике. Советский психолог и педагог Лев Семёнович Выгодский (1896-1934) обратил внимание, что “обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно… и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития”. В своей книге “Мышление и речь” (1934), принесшей ему посмертную мировую славу, он ввел два важных термина: “зона актуального развития” – то, что ребёнок успешно делает сам без помощи взрослых и “зона ближайшего развития” – то, что ребёнок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым.
Приведу пример, поясняющий эти два термина: двухлетний малыш нашел пазлы старшего брата или сестры из 30-40 кусочков, заинтересовался ими, рассыпал, но сам собрать их пока не может. Впрочем, он пока не умеет собирать и совсем простенькие пазлы из 4-х кусочков. Взрослый может либо убрать эти пазлы от крохи: “подрастешь, потом дам”, а может сесть рядом и рассказывая: “вот эти кусочки называются пазлы, их сначала переворачиваем, это – уголки, а это – края”, – показать, как собрать картинку. Если эта игра (сборка пазлов) будет повторяться время от времени, то к двум с половиной годам вы с удивлением обнаружите, что малыш не только принимает непосредственное участие в сборе картинки, но и отдельные куски собирает быстрее вас. То есть процесс сборки пазлов перешел из “зоны ближайшего развития” в “зону актуального развития”.
Кубики, только кубики
Прежде, чем начать играть с крохой 1.5 лет, открываем в отсутствии ребёнка коробку и сортируем детали. Если у малыша режутся зубки, что обычно бывает в этом возрасте, откладываем подальше фигурки девочки и мальчика, котика, ящичек, крышу киоска – всё то, что можно погрызть. На первое время убираем и колёсные базы с пластинами-накладками. У нас остались только разноцветные кубики – и это не мало! Для первого знакомства даём только их. На время “забываем”, что на каждом кубике ещё есть и картинка – не надо сразу перегружать маленького человечка информацией.
Из кубиков набора “Мой первый грузовик” можно собрать цветные ряды, лесенки, пирамидки, башни.
Можно соединять по два одинаковых цвета, можно цвета чередовать, добиваясь контраста: красный-зелёный, синий-оранжевый; группировать “теплые цвета” – красный, оранжевый, желтый и “холодные цвета” – зелёный, голубой, синий. Такая игра помимо всего развивает цветовое восприятие мира.
Научите малыша сначала играть с ограниченным количеством кубиков, и с умилением наблюдайте, как маленький строитель возводит всё новые и новые постройки.
Играя вместе, постоянно хвалите малыша за любые его усилия, фотографируйте его “произведения”. Сами, в свою очередь, старайтесь ему показать как можно больше вариаций из имеющегося количества деталей.
Запаситесь терпением и следующие детали из этого набора – колёсные базы – предложите только недели через две. На этот раз в руках у крохи оказывается совершенно новая игрушка – поезд! Ещё через какое-то время добавляем пластины, фигурки и ящичек. Во время игры можно и нужно рассказывать истории. “Мальчик Саша и девочка Аня жили в маленьком домике на окраине деревни (собираем из конструктора домик), и вот как-то раз решили они отправиться в город. Саша смастерил повозку (делаем повозку).
“А вдруг по пути пойдёт дождь?” – спросила Аня. “Давай сделаем домик на колёсах и под его крышей будем прятаться от дождя!” Сели они в повозку, и котика с собой взяли.
Ехали они ехали, и приехали в город. “Какие высокие здесь дома!” – удивились ребята. (Разбираем повозку и строим башню). Дети очень проголодались с дороги, и решили…”
Фантазируйте, и игра с малышом превратится в приятное занятие!
После 2,5 лет – ролевая игра
Ребёнок 2,5-3 лет конструктор “Мой первый грузовик” соберёт быстро и без особой помощи взрослых. И если рассматривать эту игрушку только как конструктор, то конечно, для этого возраста он окажется простоват. Но Лего Дупло – это не только конструктор, это база для ролевой игры! Играя, ребёнок не только получает удовольствие, но и подготавливает себя к жизни в обществе. По словам советского психолога Д.Б. Эльконина (1904-1984), в процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, через игру включаются в жизнь взрослых.
Н.М. Аксарина специально изучала вопрос об условиях, способствующих развитию игры у детей третьего года жизни. Она пришла к выводу, что игра возникает не самопроизвольно. Для её появления необходимы три условия:
- Наличие разнообразных впечатлений и эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности;
- Наличие различных игрушек и пособий;
- Частое общение ребёнка со взрослыми.
Используя набор “Мой первый грузовик” можно играть в магазин, “готовить” завтрак или обед. Вот какие продукты изображены на кубиках: хлеб, варенье, яйца, молоко, рыба, брокколи, апельсины, сыр! Ни в одном другом наборе Лего Дупло в настоящий момент нет такого разнообразия!
Начиная играть с ребёнком 2.5 лет в ролевые игры, взрослый первое время должен быть ведущим: объяснять правила, распределять роли, вести игру. Постепенно малыш понимает смысл игры, и инициатива переходит к нему. Иногда у ребенка привычная ситуация получает неожиданную интерпретацию. Например, мы играем, что в магазине закончились продукты и они попросили водителя грузовика привезти продукты со склада. Моя дочь придумала, что по дороге грузовик проколол шину и у него спустило колесо. Водитель ставит запаску и доезжает до ближайшего автосервиса. Там не только меняют колесо (стучит кубиком Лего по колесу), но и перебирают двигатель (любит она с машинками возиться). После автосервиса грузовик заезжает на заправку, и только потом доезжает до магазина.
В процессе игры с ребёнком полезно разучивать стихи по теме. Вот стихи В.И. Мирясовой про хлеб и рыбу:
Хлеб
Вырос в поле колосок
Под высоким небом.
А теперь он на столе
Стал душистым хлебом.
Рыба
Рыба вкусная – горбуша,
Мы её с морковью тушим.
А порой едим солёной,
Даже в тесте запечённой.
Помните, что ролевая игра оказывает особое влияние на формирование личности ребёнка. Педагоги и психологи обращают внимание родителей на такой факт: если в дошкольном возрасте ребёнок наигрался от души в различные ролевые игры, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым жизненным ситуациям.
Автор статьи: Елена Владимировна Забелина — педагог, специалист по физической реабилитации.
Очень интересная статья! Спасибо автору! Столько сразу идей появилось для игры с дочками.